Психологический аспект ношения очков детьми
К сожалению, детские глаза — очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного возраста зрительный аппарат ребенка еще находится в стадии развития, он наиболее беззащитен перед нагрузками.
А нагрузки, особенно в школьном возрасте, на глаза немалые — ежедневные уроки, домашние и внеклассные занятия, чтение, компьютер. Чтобы защитить детское зрение от ухудшения, необходимы корригирующие очки. Причем эта необходимость вызвана не только заботой об успеваемости ребенка в школе. Речь зачастую идет о безопасности его жизни и здоровья — если он плохо видит, как он будет, например, переходить дорогу или заниматься активным спортом? Двух мнений быть не может: очки необходимы, и чем раньше, тем лучше.
И вот тут-то и начинаются проблемы у большинства родителей — ребенок просто отказывается носить очки. Причин для этого немало: чувство дискомфорта и непривычности, неловкость перед друзьями с хорошим зрением, страх перед обидным прозвищем «очкарик». Согласно социологическим исследованиям, в подавляющем большинстве случаев причина, по которой ребенок отказывается от ношения очков, имеет чисто психологический характер. Многие родители не знают, как поступать в такой ситуации, поэтому прибегают к недопустимым методам психологического воздействия и попросту начинают давить на ребенка своим авторитетом. Дескать, не будешь носить очки, накажем, «отлучим» от телевизора, посадим под домашний арест. Естественно, в ответ ребенок еще упрямее противостоит уговорам. А ведь эту проблему можно решить более мягко — достаточно убедить его в том, что очки являются не просто необходимостью, а еще и украшением.
Это интересно:
В Индии к детским очкам относятся своеобразно — большинство индийцев считает, что детям они не нужны. Для европейского человека объяснение этой странности звучит, мягко говоря, дико: дескать, в целом-то ребенок здоров, ничего не болит, а проблемы со зрением не так уж важны — не перелом ноги, в конце концов.
Самое главное правило — позволить ребенку самому выбрать оправу. Это позволит «убить двух зайцев»: во-первых, он почувствует себя взрослым и самостоятельным человеком, которому доверили такое серьезное дело, а во-вторых, это гарантия того, что очки будут ему нравиться. Ведь если подумать, то эти очки будет носить он, а не его родители, поэтому крайне важно, чтобы оправа нравилась в первую очередь ему. Если ребенок склонен к проявлению нестандартности, креативности, например, в одежде, то, скорее всего, он более охотно согласится на очки в оригинальной оправе. Тихий домашний ребенок, напротив, предпочтет очки в классическом стиле, которые не очень заметны. Дети, ведущие подвижный образ жизни, любящие спорт, чаще выбирают ультрамодные оправы из спортивных коллекций. А вот что касается линз, то этот аспект лучше обсудить предварительно с врачом-офтальмологом или специалистом салона оптики.
Второй вопрос, который встает перед родителями, — стоимость оправы. Конечно, каждый решает сам, однако психологи рекомендуют покупать по возможности дорогие и качественные очки. Многие мамы и папы ошибочно полагают, будто детям все равно, сколько стоит купленная вещь. Другие уверены, что глупо тратить крупные суммы — дескать, ребенок есть ребенок, все равно сломает или потеряет. Это не совсем верный подход. Ребенок более охотно будет носить очки, если узнает, как много «рублей» у него на носу, — для него это вопрос престижа. Кстати, по утверждению аналитика одного из американских колледжей, дети старше 7–8 лет уже начинают придавать немалое значение брендам – для них выбор очков во многом определяется известностью той или иной марки: из десяти детей, выбирающих оправу в салоне оптики, семь отдали предпочтение моделям с логотипами всемирно известных фирм Adidas и Ray Ban, а трое других удовлетворились обычными оправами.